Завдання Всеукраїнської учнівської олімпіади з російської мови. 10 клас.

by - февраля 09, 2018


Задание 1. Соотнесите слово и толкование его значения.
Слово
1 парировать
2 корректировать
3 апеллировать
4 манипулировать
Толкование
А руководить людьми или группой людей
Б добиваться своих целей, представляя что-либо в искажённом виде
В исправлять, вносить поправки
Г опровергать возражения против чего-либо
Д обращаться за советом, поддержкой
                                                                                                    5 баллов
Задание 2. Соотнесите вид придаточного и предложение.
Вид придаточного
1 придаточное следствия
2 придаточное сравнительное
3 придаточное определительное
4 придаточное уступительное
Предложение
А Хотя путник и не знал дороги, но всё-таки вышел к поселку.
Б Я очень сильно устал, так что не мог идти дальше.
В Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
Г Когда управляющий вызвал меня, я замирал от страха.
Д Белым камнем тот день отмечен, когда я о победе пела.
5 баллов
Задание 3. Подберите пример к каждому случаю употребления разделительного знака на месте пропуска.
Разделительный знак
1 тире
2 запятая
3 скобки
4 двоеточие
Пример
А  Из окошка далеко блестят горы ... и виден Днепр.
Б  В лесу стало тихо ... птицы улетели.
В  Безветрие ... и всё небо залито ровной синевой.
Г  От сильного движения Ермолая ... он старался достать птицу ... наше судно наклонилось.
Д  Дети стали большими ... им надо серьёзно учиться.
                                                                                                    5 баллов
Задание 4. Определите, что выделяют (разделяют) знаки препинания в предложении (цифра обозначает следующий знак препинания).
Но смех Гоголя(1) — радуга(2), сотворённая из брызг дождя и вбирающая в себя все цвета дня; в нём(3), как говорил сам Гоголь(4), оценивая характер русских литературных пародий, «желчь Ювенала соединилась с каким-то особым славянским добродушием».
А вводное предложение
Б обособленное обстоятельство
В обособленное определение
Г тире между подлежащим и сказуемым
Д тире для обособления распространённого приложения
5 баллов
Задание 5. Соотнесите выделенные в предложениях слова с частями речи, которыми они являются.
Слово
1 Мы с товарищем решили покататься на лыжах, (по)этому отправились в ближайший лес.
2 Заячьи следы поворачивали(за)то раскидистое дерево, что стояло шагах в десяти от нас.
3 Составьте режим дня (в)начале учебного года и старайтесь выполнять его.
4 В свободное время побольше читайте и посоветуйте так(же) поступать своим товарищам.
Части речи
А имя существительное с предлогом
Б местоимение с предлогом
В наречие с частицей
Г наречие
Д союз
5 баллов
Задание 6. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А  нагреть
Б  огреть
В  подогреть
Г  прогреть
Д  разогреть
                                                                                                            5 баллов  
Задание 7. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А  подставка
Б  подборка
В  подножка
Г  подпорка
Д  подсечка
5 баллов
Задание 8. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А  полынья – прорубь
Б  парк – лес
В  озеро – пруд
Г  река – канал
Д  такой пары нет
5 баллов
Задание 9. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А  но
Б  уж
В  чай
Г  ведь
Д  мол
5 баллов
Задание 10. 5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А  лицо
Б  субъект
В  тип
Г  сорт
Д  фрукт
5 баллов
Задание 11. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи Лорен») – это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А  именительным
Б  родительным
В  дательным
Г  винительным
Д  творительным
5 баллов
Задание 12. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А  ничего
Б  немного
В  отчего
Г  полого
Д  полвторого
5 баллов
Задание 13. Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?
5 баллов
Задание 14. В русском языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный – молоко, дерево – древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой Вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте
10 баллов
Задание 15. Творческое задание (по выбору).
Напишите рекламу на одну из предложенных ниже тем (на выбор). Обратите внимание, что Ваша реклама должна выражать Ваши идеи и мысли.
А) Если бы Вы были директором «Издательского дома», как Вы бы прорекламировали новый толковый словарь?
ИЛИ
Б) Если бы Вы были директором «Издательского дома», как Вы бы прорекламировали новый словарь заимствованных слов?
Объем – не более 1 страницы               Творческое задание 25 баллов



You May Also Like

0 коммент.