Завдання Всеукраїнської учнівської олімпіади з російської мови. 9 клас.
Задание 1. Форма слова (название для лиц женского
пола) правильно образована в ряду
А китаец — китайка
Б кореец — корейка
В черкес — черкеска
Г поляк — полька
5 баллов
Задание 2. Безударная гласная, проверяемая ударением,
пропущена в корне во всех словах ряда
А прод..вец, благ..получие, изд..вна
Б надв..гаться, обст..новка, ц..дить
В к..нфликт, док..зать, зап..раться
Г подв..нечный, св..дание, заг..релый
5 баллов
Задание 3. Одна и та же буква пропущена во всех
словах ряда
А пр..морский, пр..усадебный, пр..пятствие
Б пред..стория, без..дейный, пост..нфарктный
В реш..тка, деш..вый, растолч..шь
Г ра..калить, ра..писная, ра..ровнять
5 баллов
Задание 4. Буква е пропущена во всех
словах ряда
А обид..л, вытерп..т (он)
Б леле..л, колыш..т (он)
В кле..л, клокоч..т (он)
Г вид..л, расстел..т (он)
5 баллов
Задание 5. Не пишется раздельно в предложении
А Пища оказалась удивительно (не)вкусной.
Б Составлен (не)погрешимый ни в каком
отношении план.
В Впереди виднелся (не)высокий, но глухой
забор.
Г С заданием справляемся отнюдь (не)плохо.
5 баллов
Задание 6. Буква ь пишется на месте
пропуска во всех словах ряда
А кромки крыш.., слышиш..
Б отреж.. хлеба, невтерпёж..
В воздух свеж.., лесная глуш..
Г напряч.. зрение, настеж..
5 баллов
Задание 7. Оба выделенных слова пишутся раздельно в
предложениях
А Всё зависит (от)того, что ты выберешь. Он
то(же) пришёл на субботник.
Б Он тут ни(при)чём. Брат занялся спортом, я
поступлю так(же).
В (В)виду плохой погоды я остался дома.
Сцена построена (в)виде раковины.
Г Речь автора проста, (при)чём выразительна.
Что(бы) вы порекомендовали почитать?
5 баллов
Задание 8. Одна буква н пишется на
месте пропуска во всех словах ряда
А слыл бессребре..иком, кожа..ый портфель
Б ране..ый шпагой дуэлянт, гуси..ые лапы
В оловя..ый солдатик, неутомимый труже..ик
Г праздновать Масле..ицу, жела..ая встреча
5 баллов
Задание 9. Сложносочинённое предложение будет
образовано, если среди вариантов продолжения предложения Ржавеют в
арсеналах пушки … выбрать
А зато сверкают кивера.
Б и не блестят уже давно.
В когда мы боремся за мир.
Г несмотря на принятые меры.
5 баллов
Задание 10. Прочитайте предложение и выполните
задание. Небо до половины окрасили нежные полосы рассвета. Ошибка в
характеристике члена предложения допущена в ряду
А окрасили — простое глагольное сказуемое
Б небо — подлежащее
В нежные — согласованное определение
Г до половины — обстоятельство
5 баллов
Задание 11. Неопределённо-личное предложение представлено в ряду
А За ветром в поле не нагоняешься.
Б Дискуссию отложили на завтра.
В Глаза поминутно застилало слезами.
Г Нам не просто смотреть друг другу в глаза.
5 баллов
Задание 12. Прочитайте предложение и выполните
задание.
Он о чём-то всё время думал(1) и так был занят своими мыслями, что(2) когда его спрашивали о чём-нибудь(3) то он вздрагивал(4) и просил повторить вопрос. Запятая должна стоять на месте цифры
Он о чём-то всё время думал(1) и так был занят своими мыслями, что(2) когда его спрашивали о чём-нибудь(3) то он вздрагивал(4) и просил повторить вопрос. Запятая должна стоять на месте цифры
А 1
Б 2
В 3
Г 4
5 баллов
Задание 13. Пунктуационная ошибка допущена в
предложении
А Знаток своего дела, Саша быстро починил
компьютер.
Б Поражённый какой-то мыслью, он остановился
как вкопанный.
В Отец Фёдор ревел так, что, казалось, будто
он временами заглушал Терек.
Г Он не обиделся и, напротив, стал даже чаще
бывать у нас.
5 баллов
Задание 14. Соотнесите фразеологизм и его значение.
Фразеологизм
1 хлеб насущный
2 манна небесная
3 притча во языцех
4 козел отпущения
Значение
А что-либо желанное, нужное, долгожданное
Б несчастья, неожиданно свалившиеся на
голову
В человек, на которого сваливают грехи и
проступки других
Г предмет всеобщих разговоров, постоянных
пересудов
Д самое важное, жизненно необходимое
10 баллов
Задание
15. Творческое задание (по выбору).
Напишите сочинение-размышление на одну из предложенных ниже тем (на выбор). Обратите внимание, что
Ваше сочинение должно выражать Ваши
мысли, впечатления, ассоциации, которые возникли в результате прочтения данного
отрывка.
А) Известному педагогу Василию Сухомлинскому
принадлежат слова: «Человечность,
доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит
с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет
настоящим человеком».
Что, по-вашему, означает «быть настоящим человеком в
ХХІ веке»?
Что каждый из нас может сделать для того, чтобы в мире стало больше добра?
ИЛИ
Б) Прочитайте отрывок из статьи Самуила Яковлевича
Маршака «О талантливом читателе». И выскажите своё мнение по проблеме,
поднимаемой автором.
Поговорим о
читателе. О нем говорят редко и мало. А между тем читатель – лицо незаменимое.
Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира,
Гете, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги.
Объем – не более 1 страницы Творческое задание 25 баллов
0 коммент.