Завдання Всеукраїнської учнівської олімпіади з літератури. 11 клас.
Задание 1. Какое средство выразительности
использует автор?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела (Б. Пастернак)
А лексический повтор
Б риторический вопрос
В метонимия
Г параллелизм
5 баллов
Задание
2. Укажите
строки, в которых есть анафора. Свой ответ аргументируйте.
А Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный
вид…
Б А новое так
отрицает старое!
Оно стареет на глазах!
В Не жалею, не
зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь
дым.
Г Швейцара
мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
5 баллов
Задание 3.
А Арабская поговорка гласит: «И по заглавию можно судить о книжке». Назовите произведения
русской литературы (с указанием авторов), в заглавия которых вынесены: имя персонажа, проблема произведения.
(6 и более правильных ответов – 6 баллов)
Б Назовите
произведения русской литературы (с указанием авторов), в которых упоминается
Украина.
(0-2 баллов)
Всего
за задание 8 баллов
Задание 4. Разбейте на строфы данный
поэтический текст
Р.Ф. Казаковой. Свой ответ аргументируйте.
Р.Ф. Казаковой. Свой ответ аргументируйте.
* * *
Я знаю, что дарю.
Я помню, что беречь.
Я детям говорю:
— Не засоряйте речь!
Отбудет до вчера,
в бесплотность прошлых снов
потешная пора
словечек, а не слов.
Смешные петушки!
Задору — на
века,
и так невелики
все эти «на фига!».
И там, где юный сквер,
и в
собственном дому –
средоточенье скверн,
патлатое «му-му».
Не вечен произвол
твой, скверный ученик!
Уже в тебе глагол
карающий возник.
Он медленно слетит
с
высот, где даль чиста,
язык отяготит
и
освятит уста…
Наивный монолог!
Беседует со мной
мой собственный сынок –
как будто бы больной.
Как будто бы чужак,
презрев не свой закон,
поранил о наждак
наш общий лексикон.
Ругайся или плачь,
не опровергнут страх,
не укрощен палач
в коротеньких штанах.
Он к нежным просьбам глух,
и
всё же там, внутри,
в нём тоже – строгий дух
рождения зари.
И не один лишь тот
императивный глас,
которым день зовёт
к
благоразумью нас, —
внушает каждый штрих
родной земли и лиц,
поля с простором их,
леса с народом птиц,
всё, чем не пренебречь,
каким не окажись:
— Не засоряйте речь!
Не
засоряйте жизнь!
20 баллов
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Задание 5. Раскройте тематику, проблематику, основную мысль произведения.
Охарактеризуйте лирического героя (героиню), созданные в стихотворении
поэтические образы, художественные средства выразительности. Поясните, как в
произведении выражается авторская позиция.
* * *
Изгнанники, скитальцы и поэты —
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог...
У птиц — гнездо, у зверя — темный лог,
А посох — нам и нищенства заветы.
Долг не свершен, не сдержаны обеты,
Не пройден путь, и жребий нас обрек
Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог...
Расплескан мед, и песни не допеты.
О, в срывах воль найти, познать себя
И, горький стыд смиренно возлюбя,
Припасть к земле, искать в пустыне воду,
К чужим шатрам идти просить свой хлеб,
Подобным стать бродячему рапсоду —
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп.
М.А.
Волошин
60
баллов
0 коммент.