Завдання Всеукраїнської учнівської олімпіади з літератури. 11 клас.

by - февраля 09, 2018


Задание 1.  Какое средство выразительности использует автор?
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела (Б. Пастернак)
А   лексический повтор
Б   риторический вопрос
В   метонимия
Г   параллелизм
5 баллов
Задание 2. Укажите строки, в которых есть анафора. Свой ответ аргументируйте.
А   Люблю тебя, Петра творенье,
      Люблю твой строгий, стройный вид…
Б   А новое так отрицает старое!
      Оно стареет на глазах!
В   Не жалею, не зову, не плачу,
     Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Г   Швейцара мимо он стрелой
      Взлетел по мраморным ступеням.
5 баллов
Задание  3.  
А Арабская поговорка гласит: «И по заглавию можно судить о книжке». Назовите произведения русской литературы (с указанием авторов), в заглавия которых вынесены: имя персонажа, проблема произведения.
(6 и более правильных ответов – 6 баллов)
Б   Назовите произведения русской литературы (с указанием авторов), в которых упоминается Украина.
(0-2 баллов)
Всего за задание 8 баллов
Задание  4.  Разбейте на строфы данный  поэтический текст 
Р.
Ф. Казаковой. Свой ответ аргументируйте.
              * * *
Я знаю, что дарю.
Я помню, что беречь.
Я детям говорю:
Не засоряйте речь!
Отбудет до вчера,
в бесплотность прошлых снов
потешная пора
словечек, а не слов.
Смешные петушки!
 Задору  на века,
и так невелики
все эти «на фига!».
И там, где юный сквер,
 и в собственном дому –
средоточенье скверн,
 патлатое «му-му».
Не вечен произвол
твой, скверный ученик!
Уже в тебе глагол
карающий возник.
Он медленно слетит
 с высот, где даль чиста,
язык отяготит
 и освятит уста…
Наивный монолог!
Беседует со мной
мой собственный сынок –
как будто бы больной.
Как будто бы чужак,
 презрев не свой закон,
поранил о наждак
наш общий лексикон.
Ругайся или плачь,
не опровергнут страх,
не укрощен палач
в коротеньких штанах.
Он к нежным просьбам глух,
 и всё же там, внутри,
в нём тоже – строгий дух
рождения зари.
И не один лишь тот
 императивный глас,
которым день зовёт
 к благоразумью нас,
внушает каждый штрих
родной земли и лиц,
поля с простором их,
 леса с народом птиц,
всё, чем не пренебречь,
каким не окажись:
Не засоряйте речь!
 Не засоряйте жизнь!
20 баллов
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Задание 5. Раскройте тематику, проблематику, основную мысль произведения. Охарактеризуйте лирического героя (героиню), созданные в стихотворении поэтические образы, художественные средства выразительности. Поясните, как в произведении выражается авторская позиция.
                                                  * * *
Изгнанники, скитальцы и поэты
Кто жаждал быть, но стать ничем не смог...
У птиц — гнездо, у зверя — темный лог,
А посох — нам и нищенства заветы.

Долг не свершен, не сдержаны обеты,
Не пройден путь, и жребий нас обрек
Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог...
Расплескан мед, и песни не допеты.

О, в срывах воль найти, познать себя
И, горький стыд смиренно возлюбя,
Припасть к земле, искать в пустыне воду,

К чужим шатрам идти просить свой хлеб,
Подобным стать бродячему рапсоду
Тому, кто зряч, но светом дня ослеп.
                                           М.А. Волошин
                                                                          60 баллов  


You May Also Like

0 коммент.