План-конспект урока: Падежи имён существительных. И.п. со значением обращения (знаки препинания). 5 класс.

by - февраля 07, 2018


Тема. Падежи имён существительных. И.п. со значением обращения (знаки препинания).
Цель. Учебная. Ознакомить учащихся с категорией падежа имён существительных, с понятием об обращении, со способами выражения обращений и знаках препинания при обращениях. Формировать умения распознавать падежи существительных, склонять имена существительные, определять тип склонения имён существительных.
Развивающая.Развивать связную речь, логическое мышление, творческие способности.
Воспитательная. Воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса для школ с украинским языком обучения / Л. Давыдюк; раздаточный материал (кроссворды, таблицы склонений существительных, падежей, маршрутные листы).
Тип урока. Изучение нового материала.
                                             Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорних знаний.
1)    Проверка домашнего задания.
2)    Игра «Крестики-нолики» (Если утверждение правильное, дети ставят х, а если неправильное – 0.
1.     Имя существительное-это самостоятельная часть речи.
2.     Имя существительное обозначает действие предмета.
3.     Имена существительные изменяются по родам.
4.     Имена существительные изменяются по числам.
5.     Имя существительное изучается в разделе «Морфемика».
6.     В русском языке выделяется группа существительных общего рода.
7.     Общий род существует для обозначения рода животных.
8.     Род несклоняемых существительных зависит от рода объекта, который они называют.
9.     В русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.
10. Род существительных в русском и украинском языках всегда совпадает.
11. Самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных.
3) Проверка результатов игры,  занесение результатов в маршрутный лист (Приложение).
ІІІ. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать имя существительное как часть речи. Я предлагаю вам  разгадать кроссворд и узнать тему урока.
1. Вспушит она свои бока,
    Свои четыре уголка,
    И тебя, как ночь настанет,
    Все равно к себе притянет. (Подушка).
2. Суп, пюре, салат, котлеты
    Подают всегда в … (Тарелке).
3. Распускает хвост павлином,
    Ходит важным господином,
    По земле ногами – стук,
Как зовут его? (Индюк).
4.  Кто приходит, кто уходит,
Все её за ручку водять. (Дверь).
5. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж).
6. Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя).

1







2







3





4






5



6



                 
    






 Проверка результатов работы, занесение результатов в маршрутный лист.
 ІV. Мотивация учебной деятельности.
     Посмотрите внимательно на текст и скажите, всё ли вам понятно.
 Оля весело бежит к речка по дорожка, а для этого нужны нашей Оля ножки.
Предполагаемые ответы (Имена существительные употреблены не в той форме). Чтобы избежать таких недоразумений, мы сегодня будем изучать падежи имён существительных, чтобы знать, в какой форме их употреблять в предложении.
V. Изучение нового материала.
     1. Объяснение учителя.
     Имена существительные изменяются по падежам, тоесть склоняются. В русском языке 6 падежей. Именительный падеж единственного числа является независимой исходной формой (начальная форма).
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. (на, о, в) ком? (на, о, в)  чём?
     К 1-му склонению относятся существительные женского, мужского и общего рода с окончанием – а (- я): земля, ноша, соня.
     Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием: диван; среднего рода с окончаниями – о (- ё), - е: село, озеро, копьё.
     К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием: мышь.
     К разносклоняемым существительным относится существительное путь и 10 существительных на – мя: бремя, стреми, пламя, вымя, время, племя, семя, темя, знамя, имя.

Тип склонения
Род
Окончание
Пример
Исключение
1 скл.
Ж. р.
М. р.
Общий род
- а (- я)
Сирота, страна, дядя

2 скл.
М. р.
С. р.
Нулевое
- о (- ё)
Сон
море
путь
3 скл.
Ж. р.
Нулевое
Мать


2. Задание на восприятие.
     Просклоняйте существительное (1 вариант –папа, дом, ночь; 2 вариант – сестра, стол, молодёжь). Какой вывод можно сделать? (К одному типу склонения относятся существительные, имеющие при изменении по падежам одинаковые окончания).
3. Объяснение учителя.
     Имена существительные очень часто выступают в роли обращения. Помните ли вы, что такое обращение? Давайте обратимся к учебнику.
4. Работа с учебником (теоретический материал на стр. 208).
5. Задание на восприятие.
Упражнение 207 (устно).Межпредметные связи (украинский язык).
Прочитайте отрывки из стихотворений украинских поэтов и выделите обращения.
1. Мово рідна, слово рідне,
Хто вас забуває,
Той у грудях не серденько,
Тільки камінь має.
 (Сидор Воробкевич)
2. Ти не загинеш, Україно!
І мова прадідна твоя…
(Микола Чернявський)
3. О слово! Будь мечем моїм!
Ні, сонцем стань!..
(Олександр Олесь)
4. О рідна мово, скарбе мій!
В мертвотних напастях чужини
Ти – мій цілющий, мій єдиний
Душі підбитої напій…
(Спиридон Черкасенко).
     Переведите обращения на русский язык. Чем они отличаются?
(В украинском языке 7 падежей, есть «кличний відмінок», а в русском – 6 падежей. Обращение в русском языке выражается существительным в И. п.).
     Обратите внимание на знаки препинания при обращениях.
Предполагаемый ответ.
Обращения выделяются запятыми, а иногда восклицательными знаками.
5. Физкультминутка.
     Ребята, устали? Давайте немного отдохнём.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
  VІ. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах.
  1 группа – работа с деформированным текстом. Поставить существительные в нужном падеже, определить падеж и склонение.
     Стояла суровая зима. Всё было покрыто снег. Тяжело пришлось от этого воробышек. Бедняжки нигде не могли найти корм. Летали воробышек вокруг дом и жалобно чирикали.
  2 группа – работа с карточками (определить падеж имён существительных поставить их в начальную форму, определите тип склонения).
     День весь сверкал кристаллом от зари до зари. Среди дня сонце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и смеркала на солнце искорками.
  3 группа – работа с текстом на странице 207 (укажите обращения; выпишите существительные, поставьте их в начальную форму, определите тип склонения).
2. Проверка самостоятельной работы, занесение результатов в маршрутный лист.
VІІ. Обобщение изученного материала.
1. Тестирование.
1.     Имена существительные изменяются:
а) по числам, родам и падежам;
б) по числам и родам;
в) по числам и падежам.
2. Изменение имён существительных по падежам называется:
а) склонением;
б) спряжением;
в) изменением.
3. В русском языке:
а) 5 падежей;
б) 6 падежей;
в) 7 падежей.
4. Обращение в русском языке выражается  существительным:
а) в Р. п.;
б) в П. п.;
в) в И. п.
5. В русском языке существительные распределяются по:
а) 2 склонениям;
б) 3 склонениям;
в) 4 склонениям.
6. Существительные начальной формы выражены:
а) И. п. ед. ч.;
б) И. п. мн. ч.;
в) П. п. ед. ч.
2. Проверка выполненной работы, занесение результатов в маршрутный лист.
VІІІ. Домашнее задание.
§ 43, стр. 200, 208 изучить теоретический материал.
Упражнение 209, или выписать из художественной литературы 5 предложений с обращениями, определить падеж имён существительных.
ІХ. Итог урока.
1.     Оценивание учащихся.
2.     Приём «Микрофон».



                                                                                                        Приложение
              
Маршрутный лист урока ____________________(Фамилия, имя ученика)

Вид работы
Количество баллов
Игра «Крестики-нолики»

Кроссворд

Дифференцированные задания

Тестирование

Общий балл


 Падежи имён существительных (выдаются каждому ученику)

            Падеж
                  Вопрос
Именительный падеж
кто? что?
Родительный падеж
кого? чего?
Дательный падеж
кому? чему?
Винительный падеж
кого? что?
Творительный падеж
кем? чем?
Предложный падеж
(на, о, в) ком? (на, о, в)  чём?

Типы склонений имён существительных(выдаются каждому ученику)

Тип склонения
Род
Окончание
Пример
Исключение
1 скл.
Ж. р.
М. р.
Общий род
- а (- я)
Сирота, страна, дядя

2 скл.
М. р.
С. р.
Нулевое
- о (- ё)
Сон
море
путь
3 скл.
Ж. р.
Нулевое
Мать


Кроссворд (выдаются каждому ученику)

1







2







3





4






5



6





You May Also Like

2 коммент.